Необходимо работать над возвращением детям навыка функционального чтения – Васильева

Необходимо работать над возвращением детям навыка функционального чтения – Васильева

Фото: PressFoto

Необходимо работать над возвращением детям навыка функционального чтения, подчеркнула министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева.

Об этом она заявила в ходе Общероссийского родительского собрания, которое проходит в Академической гимназии № 56 города Санкт-Петербурга.

«Согласно исследованию PIRLS, которое проводится в 4-х классах по читательской грамотности, математике и естественно-научным предметам, мы находимся на первом месте. По данным исследования TIMSS, которое проводится в 8-х классах по математической и естественно-научной грамотности, мы входим в десятку. А вот по данным исследования PISA,  это оценка функционального чтения, математической грамотности, финансового и креативного мышления пятнадцатилетних подростков, мы уже находимся на 32-м месте. Возникает вопрос: почему? Потому что к этому времени мы теряем навыки функционального чтения. По разным исследованиям, 23% взрослых и детей этим навыком не владеют», – сообщила Васильева.

По ее мнению, часто дети не могут передать словами содержание текста, у них нет понятия смыслового текста.

«Мы бросили много сил, чтобы, готовясь к PISA, мы смогли по всей стране вернуть навыки функционального чтения», – заявила Васильева.

Она добавила, что Минпросвещения заказало исследования по физиологии школьников и влиянию гаджетов на здоровье детей.

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – международное исследование качества чтения и понимания текста, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement — IEA). Целью исследования является сопоставление уровня понимания текста четвероклассниками из различных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности национальных систем образования.

В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации. Исследование проводится раз в пять лет.

TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования в школах разных стран. Исследование проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA раз в четыре года. Отличительная особенность TIMSS-2019 – это компьютерный формат исследования с использованием интерактивных заданий. Исследование образовательных достижений учащихся 4-х и 8-х классов в области математики и естествознания включает не только оценку их знаний и умений, но и отношения к предметам, интересов и мотивации к обучению.

По итогам TIMSS-2015 Россия находится в группе лидеров, входя в десятку стран с лучшими результатами.

PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития. Исследование проводится среди 15-летних школьников по всему миру. В его рамках проверяется их математическая и естественно-научная грамотность, а также грамотность чтения. С 2015 года в качестве дополнительного направления, которое страны – участники PISA могут реализовать по желанию, в исследование включено изучение финансовой грамотности.

В новом цикле исследования PISA-2021 примут участие 88 стран. Основным направлением исследования этого цикла станет математическая грамотность, а новым направлением – креативное мышление 15-летних обучающихся. В настоящий момент идет подготовка инструментария для проведения апробационного этапа исследования PISA в 2020 году.

Российская Федерация принимала участие во всех циклах исследования PISA начиная с 2000 года. Исследование 2015 года показало, что средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста в читательской, математической и естественно-научной грамотности улучшились по всем трем направлениям по сравнению с предыдущим циклом; по читательской и математической грамотности зафиксирован существенный подъем.

edu.ru